При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы и департамента культуры города Москвы

КИНО СТРАН БРИКС – АЛЬТЕРНАТИВЫ ГОЛЛИВУДУ

КОНЦЕПЦИЯ

Сегодня, когда Голливуд предпринимает всевозможные усилия, чтобы добиться культурного разнообразия своей продукции, застывшей в популярных формулах мейнстрима, программа 5-го кинофестиваля стран БРИКС демонстрирует фильмы, отражающие культурное, жанровое и тематическое разнообразие, изначально присущее кинематографиям этих стран. Этот опыт сегодня особенно актуален и может быть полезен не только странам БРИКС, но и другим ведущим кинематографиям планеты, включая Голливуд.

ГЛОБАЛЬНАЯ КИНОИНДУСТРИЯ

В 2018 году мировые кассовые сборы составили 41,7 миллиарда долларов. С учетом кассовых сборов и доходов от домашних развлечений оборот мировой киноиндустрии в 2018 году составил 136 миллиардов долларов. Голливуд является старейшей национальной (а ныне – транснациональной) кинематографией в мире и остается крупнейшей по кассовым сборам. Индийское кино является крупнейшей национальной киноиндустрией по количеству производимых фильмов: по состоянию на 2018-й за год было произведено 1813 художественных фильмов.

КИНЕМАТОГРАФИИ СТРАН БРИКС

БРИКС – группа из пяти стран, в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, – стала одной из важнейших региональных организаций в мире, на долю которой приходится около 41 процента населения мира и значительное влияние в общемировой экономике. Большинство стран БРИКС отличает высокое развитие национальной кинематографии, большие объемы 38 кинопроизводства и потребления кинопродукции. Все эти страны в разной степени взаимодействуют друг с другом в вопросах кинопроизводства, обмена контентом, технологиями, локациями и продвижением фильмов к зрителю. Каждая из национальных кинематографий обладает своей спецификой. Индия многие десятилетия снабжает своей продукцией Азиатско-Тихоокеанский регион. Популярные блокбастеры Болливуда сочетаются с языковым, культурным и стилистическим многообразием регионального кинопроизводства. Китайская кинематография в последние десятилетия является одной из самых динамично развивающихся в мире. По прогнозам аналитиков, уже к концу 2020 года страна будет иметь самую крупную киноаудиторию в мире. Темпы роста кинопроизводства в Китае также очень высоки, на сегодняшний день в Китае снимается более 1000 фильмов в год. Объем кассовых сборов в 2018 году был около 9 миллиардов долларов США (включая интернет-кинотеатры) – это третий результат в мире после США и Индии. 62% бокс-офиса пришлось на национальную кинопродукцию. Кинематография Бразилии долгое время была одной из ведущих на латиноамериканском континенте. Невзирая на политические проблемы, сегодня кинематография страны возрождается и ее развитие становится частью государственной культурной политики. В России развитие киноиндустрии после кризиса, связанного с распадом СССР, способствует возрождению всего медиасектора. У киноискусства России долгая и замечательная история, давшая миру много звездных имен, а также идей, которые определили развитие мирового кинематографа на многие годы. Особое внимание на современном этапе в России отводится развитию регионального кинематографа, поддержке дебютного, экспериментального и детского кино, а также развитию онлайн-платформ для демонстрации контента. В Южной Африке развитие национальной кинематографии на новых социально-политических основах только начинается. Особое значение для местных и зарубежных кинематографистов имеет наличие в стране разнообразных и уникальных естественных локаций, а также невысокий уровень производственных затрат, что делает производство фильма здесь значительно менее затратным, чем в Европе или США.

В ХОДЕ ФОРУМА ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОБСУДИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕМЫ

  • Общая ситуация развития национальных кинематографий в странах БРИКС
  • Характеристика региональных, языковых и этнических особенностей киноиндустрии в странах БРИКС
  • Особенности системы кинопроизводства, включая соотношение высокобюджетных постановок и малобюджетных и дебютных фильмов: вызовы и их преодоление
  • Национальная система кинообразования в странах БРИКС
  • Национальная система формирования и хранения аудиовизуального наследия
  • Вопросы продвижения контента к аудитории (фестивальное движение, национальная и международная дистрибуция, киноклубное движение)
  • Вопросы сотрудничества между кинематографиями стран БРИКС
  • Кинематография в условиях пандемии: пути преодоления кризиса